Путем протопопа Аввакума. В поисках Кетского острога

Автор(ы) проекта:  Юлия Корнева

Журналистские расследования

сбор окончен
11%
от 50 000 ₽
сбор завершен

Поделиться:

      

Долгое время идут разговоры о постройке северной широтной дороги, которая продублирует Транссиб. Но мало кто знает, что этот путь с конца 16 века уже был: шел по воде и связывал Московское царство с огромными территориями Сибири и Дальнего Востока почти три столетия. Этим путем шли воевода Чулков, знаменитый русский старообрядец протопоп Аввакум, картограф Ремезов, барон Аминов. Берега реки Кеть видели многочисленных путешественников, долгое время это был единственный путь в Китай.

Экспедиция ТВ2 для съемок документального фильма пройдет участок от Енисейска до Нарыма. Планируется прохождение участков высшей сложности на болотоходах и плотах. 300 км по глухим местам, по реке Кеть, где живут остяки и староверы.

Придумал экспедицию томский путешественник Алексей Гапонов. К экспедиции, кроме съемочной группы ТВ2, присоединится группа староверов. В этом году исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума, и в память о нем староверы хотят пройти тем же путем.

Команда экспедиции пройдет по глухим местам, где нет дорог, но где живут люди (потомки староверов и коренных малочисленных народов). Журналисты покажут, как они живут, как добираются и как они там оказались.

Экспедиция станет продолжением путешествия из Тобольска до Енисейска. Путь рассчитан на две недели. Деньги пойдут на отправку съемочной группы в Енисейск Красноярского края и на встречу съемочной группы в Нарыме Томской области, а также на бензин для болотоходов и моторной лодки и питание.

Сейчас берега Кети в основном пустынны, но в начале 17 века на этом пути появились Нарым, Кетск, Маковский, Ялань… Плавание по Кети занимало до двух месяцев. Из-за достаточно короткой навигации всегда был риск вмерзнуть в лед и остаться в тайге. Всю зиму на плотбищах строились корабли — дощаники для перевозки груза, чтобы весной по большой воде пройти все мели и заломы таежной речки. Этот путь породил сибирских бурлаков — лямщиков, которые поднимали загруженные дощаники даже через пороги.

Проектируемая в царской России железная дорога дублировала водный путь, однако всевозможные потрясения в стране позволили протянуть комсомольской стройкой только тупиковую ветку: Тайга – Томск – Асино – Белый Яр. Планировалось же уйти параллельно Кети на Енисейск. В итоге обе столицы Сибири (Тобольск и Енисейск) сделались глубокой провинцией, в Нарым и Маковское нет дороги летом, а Кетск совсем исчез, оставив после себя одну загадку: Кетский острог. Есть данные, что его переносили минимум три раза с места на место.

По итогам Экспедиции ТВ2 будет сделан документальный фильм, который выйдет на канале ТВ2 в YouTube (проект «Уходящая натура»). Также будет опубликована история на сайте Агентства новостей ТВ2. В копилке компании - фильмы о манси, староверах, телегитах, челканцах, шорцах и других малых народностях.

Где будет опубликован:  https://tv2.today/